Точка зрения: Эскалация торговой войны: что дальше?

С введением 15 июня «взрывных» тарифов на импорт из Китая на сумму 34 млрд.$ США интенсифицировали торговую войну, которую начали примерно месяц назад с введением новых таможенных тарифов на алюминий, главным образом, направленных против «дружественных» стран. Весьма вероятно, что к концу этого года будут введены дополнительные тарифы на импорт Китая, а также будут введены новые пошлины на импорт автомобилей и комплектующих из стран-союзников США. Возможно, что США окончательно выйдет из NAFTA. Стоит ли об этом беспокоится? Имеется, по крайней мере, две причины торговой войны, затеянной Трампом. Одна – это растущее противостояние с Китаем. США надеются, что «тарифная дубинка» заставит Китай отказаться от текущей промышленной политики. Китай, напротив, не собирается делать ничего подобного, поэтому эскалация будет нарастать. Это займет немного времени прежде, чем торговая война серьезно подорвет экономическое сотрудничество. Естественно возникает вопрос: как торговая война отразится на мировой торговле. Здесь все довольно «расплывчато». До сих пор торговые действия Трампа сводились к сильному «звуку и ярости», которые не свелись к чему-нибудь серьезному. Но если мы увидим, что NAFTA окончательно распадется и будут введены «серьезные» таможенные тарифы на автомобильную продукцию до конца этого года, то тогда есть причины беспокоиться о том, что последствия торговой войны окажут негативный долгосрочный эффект на рост мировой экономики. За последние 70 лет протекционизм США носил чисто политический характер. В самом деле, в период между окончанием Второй мировой войны и 1980г., эффективный тариф (отношение суммарных налоговых сборов к суммарному импорту) снизился с 10% до 3% (см. Рис1). Если же исключить необлагаемый налогом импорт то, тогда снижение тарифов на импорт выглядит еще более драматичным: с 30% до 6% (см. Рис.1! Это был своего рода сигнал о том, что «элита» заботится об интересах Рабочего класса. С 1980 по 1993 эффективный тариф на импорт был стабилен. Администрации Рейгана и Буша-старшего вели довольно агрессивные протекционистские компании, главным образом, против Японии, во благо отечественных сталелитейщиков, производителей автомобилей и производителей полупроводников. Дальнейшая либерализация внешней торговли продолжалась в двух направлениях. Дальнейшая интеграция в рамках соглашения NAFTA, заключенного в 1994г. и посредством трансформации GATT в ВТО в 1995г. После появления NAFTA эффективный таможенный тариф снова остро снизился, главным образом благодаря увеличению числа наименования позиций, освобожденных от уплаты таможенного тарифа. Отметим, что с 1960-х по 1993 около 2/3 импорта было обложено различного рода тарифам. К 2004г. эта величина снизилась до 30%! Таким образом, эффективный таким тариф снизился с 3% до 1,4%, то есть вернулся к тому уровню, что и был ранее (см. Рис. 1). Данная история вопроса позволяет трактовать торговую войну, развязанную Трампом, как «бурю в стакане», по крайней мере, на сегодняшний момент времени. Суммарный эффект от недавних тарифов на товары Китая, сталь, алюминий, солнечные батареи и стиральные машины могло бы привести к росту эффективной ставки в США на импорт с 1,4% до 2,2%! Даже если будет введен дополнительные тарифы на китайский импорт на сумму 116 млрд. долларов США, эффективный тариф на импорт вырастит до 3,4%. Это то же самое значение, что и в период максимально либеральной политики 1990-х. Важно отметить, что большинство повышений тарифов, введенных Трампом, коснулись импортных товаров, уже ранее облагаемых таможенным налогом. В то время как 70% всего импорта вообще не облагается никакими ввозными пошлинами, которые так и остались не затронутыми Трампом. Есть несколько причин, которые не позволяют нам оставаться слишком «самодовольными». Во-первых, протекционизм сегодня – это не то же самое, что было 70 лет назад, это выход из устоявшегося тренда стабильной либерализации. Представления Трампа о мировой торговле весьма примитивны. Для него таможенных тариф – это просто «удар кулаком по столу». Более того, факт ускорения экономики США относительно всего остального мира будет превратно истолкован Трампом как успех его протекционистской политики. И в итоге он еще более активизируется в этом направлении. В конце концов, это может принять опасную форму. Например, введение пошлин автомобили и автозапчасти добавит к имеющимся тарифам еще 208 млрд.$ (автомобили) и примерно 60-100 млрд.$ автозапчасти). Если принять все это во внимание, то эффективный таможенный тариф вырастит до 6,7%, а это самый высокий уровень таможенных тарифов с 1967! В пересчете на облагаемые пошлиной товары эффективный тариф достигнет 21% – самый высокий с 1946г. Похоже, что если Трамп потеряет контроль за ситуацией, последствия торговой войны могут оказаться весьма драматичными.

Analytics_03_001.jpg


Константин Фенченко